Новости
Сказкотерапия - как метод успешной адаптации детей к условиям ДОУ
16
сентября
2020
Изменения, происходящие в жизни ребенка в связи с поступлением в детский сад, могут создать стрессовую ситуацию, которая без должного подхода может привести к таким реакциям как страхи, истерики, отказы от еды, повышенная тревожность и т.д. Эти трудности связаны со сменой привычной для него семейной среды на среду дошкольного учреждения с коллективом сверстников, режимом дня и новыми взрослыми, незнакомыми ребенку. Ребенок должен приспособится к новым условиям, т.е. адаптироваться.
Чтобы максимально уменьшить количество стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к решению проблемы и учесть все факторы: и возраст ребенка, и его физическое здоровье, наличие опыта общения со сверстниками, а так же степень родительской опеки.
В процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ педагоги используют различные методы, в числе которых находится и сказкотерапия.
«Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказочный замысел переносится в реальность. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. В сказках дети могут столкнуться с пока ее сложными явлениями и чувствами. Эти чувства выражаются в форме, доступной ребенку.
Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, наполненная эмоциями, приключениями и яркими красками. Через нее он узнает мир и систему взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия является очень ценным методом работы с детьми поскольку происходит через традиционную форму общения ребенка и взрослого – через сказку. Известно, что у детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Таким образом, сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность.
Разыгрывание сказок существенно расширяет диапазон адаптивных черт личности. Посредством сказочных образов ребенок будет находить выходы из сложных ситуаций и конфликтов, а также анализировать свои возможности. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, и у него появляются новые представления о людях, предметах, явлениях окружающего мира.
Применение сказкотерапия в работе со страхами имеет свои нюансы. Ребенок осознанно может и не воспринимать, то, о чем говорится в сказке или противится этому, однако изменения будут идти на подсознательном уровне.
Для лучшего представления себя в сказке и того что в ней происходит зачастую придумывают специальный ритуал «погружения в сказку». Этим может являться особенная фраза, например, «Я люблю тебя, а сейчас ковер самолет отнесет нас в страну сказок», или «превращение» ребенка в сказочного героя или другие приемы на выбор.
Таким образом, используя сказкотерапию, как метод адаптации, педагог решает одновременно ряд задач:
-снижение импульсивности, тревоги;
-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-развития внимания, восприятия, речи, воображения.
Сказкотерапия значительно облегчает привыкание ребенка к условиям детского сада, что позволяет рекомендовать этот метод воспитателям ДОУ к использованию в работе с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации.
Статью подготовила воспитатель второй младшей группы «Ладушки»
Астайкина Мария Андреевна