Новости

Год до школы

19

сентября

2020

В «Веснушках» начался последний учебный год в детском саду. Школа, которая казалась вам (и, быть может, до сих пор кажется) далеким и не вполне отчетливым будущим, уже на пороге. До первого звонка не «еще целый год», а уже всего год! Год до школы – это и много, и мало. За это время можно оценить уровень развития ребенка, подготовить его к школе, принять решение отложить учебу на год, выбрать подходящее учебное заведение.

 

Кстати, зачем нужно готовить ребенка к школе, знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все»? Непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику, приводит к тому, что ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего-то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью. Насколько неправильно полагать, что в школе детей научат всему, что им нужно, настолько же неверно считать, что все знания и умения ребенок должен непременно получить дома. Главное, чего нужно добиться во время домашних занятий с дошкольником — подготовить его к школе психологически. Ребенок не должен смущаться, когда его спрашивают о чем-то, что ему известно, он должен смело отвечать на вопросы учителя.

 

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

 

Что важно сделать перед школой?

 

  1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.
  2. Сформировать интерес к книге.
  3. Приучить соблюдать режим дня.
  4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.
  5. Сформируйте у ребенка умение общаться: обратите внимание на то, умеет ли он вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, взаимодействовать, сотрудничать.
  6. Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 7. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к воспитателю или психологу.

 

В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения.

 

   Что можно делать?

 

  - Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать.

 

  - Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.

  - Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу.

  - Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.

  - Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.

 

   Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т.д.

 

Занятия не должны быть баловством. Все-таки вы заняты серьезным делом, поэтому выключите телевизор, радио и т.д. Определите ребенку место для занятий, которое затем станет его местом для подготовки домашних заданий в школьные годы.

 

Хвалите ребенка за все его достижения! Какими бы умницами ни были его родители, не стоит считать, что успехи ребенка — само собой разумеющееся. Ребенок должен получать поощрение. Похвалите его за особенно заметные успехи перед лицом родственников, знакомых, соседей — ребенку нужно уметь чувствовать собственный успех. Главное — не перехваливайте, чувствуйте меру.

 

Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.

 

Итак, что же должен знать и уметь ребенок на момент начала учебы в школе?

 

-Называть фамилию, имя и отчество как свою, так и родителей, знать домашний адрес, в каком городе и стране он живет.

-Знать дни рождения свой и родителей.

-Знать дни недели, месяцы и сезоны года, причем в их последовательности.

-Знать названия распространенных растений и животных.

-Знать основные цвета.

-Знать основы правил дорожного движения.

-Знать, какие виды спорта существуют, какие профессии бывают, имена известных писателей и поэтов.

-Назвать основные праздники в году.

-Отличать “право” и “лево”.

-Понимать “больше” и “меньше”, “старше” и “младше”, “короткий” и “длинный”, “одинаковый” и “разный” и т.д.

-Понимать, в чем разница между улицей, городом и страной.

-Понимать, чем отличаются друг от друга водоемы, не путать реку и море.

-Понимать, чем фрукты отличаются от овощей или ягод, а деревья — от кустарников.

-Знать, чем буквы отличаются от звуков, а гласные звуки — от согласных.

-Понимать, что если задание не понятно, нужно переспросить у взрослого, что тот имеет в виду.

 

   Учителя, проверяя уровень подготовки ребенка к школе, смотрят и на основные умения, которые должны быть у ребенка к шести-семи годам:

 

-Решение простых задачек (включая логические), отгадывание загадок.

-Восстановление последовательности, выделение общего у предметов и умение находить отличия.

-Описание изображенного на картинке, пересказывание историй, умение заучивать наизусть небольшие стихотворения и прозаические отрывки из 5-6 предложений.

-Счет до 10 и выполнение простых арифметических действия.

-Чтение коротких предложений, которые включают до пяти слов. Понимание того, что прочитано.

-Умение определять, сколько звуков и слогов в коротких словах.

-Умение вырезать ножницами, в том числе по нарисованному контуру. Умение вырезать геометрические фигуры.

-Умение владеть карандашом или ручкой: рисование ровных линий без линейки, штриховка и закрашивание не выходя за контур.

 

Правильная организация домашней подготовки ребенка к школе чрезвычайно важна! Родителям стоит отчетливо осознавать одну главную вещь — в 6 лет ребенка можно заинтересовать в учебе так, что у него будут гореть глаза все десять лет в школе и четыре года в университете, и он будет с удовольствием учиться и узнавать новое всю жизнь. Однако в силах тех же родителей навредить и навсегда отбить у ребенка интерес к учебе. Если подготовка к школе будет напоминать шестилетке увлекательную игру, такого не случится.

 

 

Воспитатель гр. «Веснушки»

Гупаленко Е.Н.