Группы

Игровая деятельность с блоками Дьенеша в ДОУ

21

сентября

2021

Современный мир постоянного развития технического прогресса и компьютерных технологий диктует необходимость идти в ногу со временем и быть интеллектуально развитыми личностями. Поэтому и родители стремятся, чтобы дети были всесторонне развиты. Чтобы гармонизировать обучение ребенка важно научить его рассуждать, объяснять точку зрения, мыслить логически. И поэтому актуальным всегда остается вопрос о развитии интеллектуальных способностей детей, развитии внимания и мышления. Многочисленные исследования доказывают, что дети с наиболее развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются к изменению обстановки, лучше осваивают программу дальнейшего школьного обучения.

В дошкольных учреждениях используют огромное количество разнообразных дидактических материалов. Но среди всего многообразия всегда хочется найти то самое универсальное пособие, которое будет оказывать комплексное воздействие и на интеллектуальное развитие, и на формирование познавательных процессов. К одним из таких всесторонне развивающих пособий можно отнести логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. 

Основная цель использования данного дидактического материала: обучить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам. В ходе рассуждений дети связывают свои знания и формируют ответ на стоящий вопрос.

Группа «Ладушки» в своей образовательной деятельности помимо образовательной программы детского сада дополнительно работает с блоками Дьенеша.

Начав работу ещё во второй младшей группе, мы изначально просто познакомились с этими логическими блоками. Дети, преимущественно, использовали их в качестве конструктора, складывали различные предметы из них, такие как дом, машина и др. В процессе игры и постройки фигур, дети увидели, что все фигуры совершенно разные по цвету, форме, размеру и толщине.

Играя с блоками можно выяснить не только по отдельности цвет, размер, форму и толщину блоков, но и в целом, развить умение оценивать свойства предметов комплексно. В работе можно использовать готовые игры из учебно-методических комплектов, уже разработанных, а можно придумать свои. Так, с ребятами мы использовали методические альбомы «Маленькие логики», где применяли блоки как мозаику. Но поскольку ведущей формой деятельности у дошкольников является, всё же, игра, с помощью различных персонажей мы играли в простейшие игры-упражнения (рассортируй по цвету, найди фигуру по форме, «волшебный мешочек», цепочка). В игре отрабатывались на умения обобщать и сравнивать объекты по одному свойству, а также классифицировать их. Когда дети без больших затруднений стали справляться с подобными заданиями, мы стали практиковать игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами. Не всем это далось легко.

Перейдя в среднюю группу мы продолжаем совершенствоваться.  В процессе освоения игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам, а так же с учетом наличия и отсутствия каждого.

Упрощенный для начала, вариант игры «Клад» показал, что детям трудно абстрагировать одни признаки и учитывать другие. Но мыслительные умения,  как и многое другое, формируются в процессе многократных повторений. При этом количество повторений весьма индивидуально  для каждого ребёнка.

Итак, в средней группе, в дальнейшем, дети будут закреплять умение различать и правильно называть все 4 геометрических фигуры набора (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник), выделять цвет, форму, размер, толщину. Полученные знания будут отрабатываться в  играх.  Большой интерес вызывает дидактическая игра «Клад», которая позволяет формировать знания обо всех четырех свойствах предмета. Так же во втором полугодии начинается знакомство с карточками. Это помогает перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению. Если на карточке изображено  отрицание какого-либо свойства, это дает ребенку пищу для размышлений и направляет на словесно – логическое мышление. Карточки являются своеобразным примером кодирования информации и развивают логику.

Таким образом, использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми:

  • знакомит детей с геометрическими фигурами, формой предметов, их размером;
  • развивает творческие способности;
  • развивает мыслительные способности: учит сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • помогает усвоить элементарные навыки структуры алгоритмов;
  • способствует развитию познавательных процессов.

Опыт показывает, что дети охотнее играют когда взрослый на равных участвует в игре, так же ошибается и исправляет свои ошибки, что служит примером для них. И конечно же интерес будет сохранен если это будет подкреплено игрой.

Статью подготовила воспитатель

 средней группы «Ладушки»

 Астайкина М.А.

  

  

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo