Специалисты

Читаем вместе с детьми:

28

декабря

2022

помогаем справиться с эмоционально-личностными проблемами развития детей

Обращение к старой доброй традиции семейного чтения сделает интереснее и полноценнее общение в любой семье. Увеличивающийся объем информации создает огромные нагрузки на детскую психику. Изменяющиеся социальные условия жизни современных семей приводят к эмоциональной неустойчивости и тревожности детей. Вместе с тем известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Прочитанная  вместе с взрослыми, удачно подобранная книга, создает общее смысловое поле – способствует появлению нового взгляда на ту или иную проблему, нового ракурса традиционных семейных разговоров и дискуссий. Чтение книги как раз и является одним из продуктивных и эффективных методов объединения родителей с детьми.

Интерес детей к книге, ее чтению в семье и  детском саду, открыл новые возможности использования детской художественной литературы в работе с детьми. Работу с книгой можно использовать для решения следующих задач: 1) содействие формированию личности ребенка; 2) преодоление нарушений в развитии ребенка (тревожность, работа с самооценкой, агрессия, замкнутость и др.); 3) сопровождение эмоционального развития ребенка; 4) психологическое просвещение взрослых, взаимодействующих с детьми.

Дошкольники после прочтения книги лучше всего реагируют, когда рассматривают иллюстрации, сопровождая их описанием сюжета; рисуют картинки, изображающие место действия; героев произведений, отражающие то, что больше всего понравилось в прочитанном произведении. По сюжетам книг можно создавать куклы, коллажи, макеты; разыгрывать отрывки.

Так, чтение сказки «Удивительное путешествие озорника» (автор Васамурти) о том, что каждый занимается своим делом, позволяет рассмотреть с детьми вред агрессии и способы справляться с возникшими агрессивными импульсами.

«Денискины рассказы» Виктора Драгунского можно использовать для работы с такими темами: привязанность, самостоятельность, разрыв связей. Юмор в рассказах этого автора помогает расслабиться, раскрепощает детей, благотворно влияет на их эмоциональное самочувствие.

А произведение «Фантик» Сергея Михалкова из книги «День непослушания», рассказывающее о ребенке-инвалиде, показывает нам взрослым, как общаться с ребенком так, чтобы он чувствовал  собственную значимость,  индивидуальность, повышалась его самооценка.

Детям дошкольного возраста трудно самим говорить о том, что они чувствуют и о чем думают, слушая чтение той или иной книги. Для этой цели наиболее эффективным мы считаем метод беседы с тщательно продуманными вопросами к прочитанному: «О чем, по-твоему, книга? Она тебе понравилась? Почему? А кто для тебя самый хороший герой книги? А кто плохой? Почему этот герой поступил так? Ты бы тоже так сделал? А можно ли было поступить иначе? Как ты думаешь, почему книга (рассказ) так называется?» и т.д. Беседы после чтения лучше проводить  не сразу, а когда улягутся первые впечатления, если только ребенок не захочет сам сразу поделиться своими переживаниями сразу после прочитанного. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что у ребенка надолго сохраняются чувства, вызванные сюжетом, а впоследствии – в конкретных групповых ситуациях возникает приятное чувство свободы выбора при принятии того или иного решения.

Всю жизнь нас сопровождает книга, несмотря на активно развивающийся технический прогресс и появление новых устройств для прочтения текста. Еще раз подчеркнем важность любого совместного времяпрепровождения детей и родителей, но особенно такого общения, в котором связующим центром является хорошая книга.

Библиотеки города Таганрога постоянно проводят встречи с педагогами дошкольных образовательных организаций, знакомят с новыми детскими писателями и поэтами, делают обзор по новым направлениям и форматам в издательстве книг для детей дошкольного возраста. Интересными и необычными являются книги виммельбух (книги с множеством картинок, деталей, сюжетов), поп-ап (книги с открывающимися картинками и движущимися деталями), нон-фикшн (о реальных людях, событиях или явлениях жизни) и многие другие.

Все эти и многие другие книги Вы можете найти не только в книжных магазинах, на онлайн  платформах, но и в библиотеках города, а также в детском саду.

Подготовила Зиберт Елена Александровна, педагог-психолог МБДОУ д\с № 3

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo