Специалисты

Дети в интернете. Правила поведения для родителей

26

марта

2024

Подготовила Е.А. Зиберт, педагог-психолог МБДОУ д/с № 3

В современном информационном мире дети легко осваивают и используют различные гаджеты: телефоны, ноутбуки, планшеты. Именно родители позволяют пользоваться ими: сначала дают смотреть мультфильмы, играть в игры в интернете, а после дети самостоятельно начинают общение в социальных сетях, легко ориентируясь в цифровом пространстве. Компьютерные игры постепенно вытесняют интерес к традиционным играм, просмотр всевозможных мультфильмов, потоком идущие в сети интернет, порой без смысла, превращаются в основную форму досуга детей дошкольного возраста.

Родители легко поддаются соблазну оставить ребенка наедине с информационным потоком интернета, часто оправдывая свои действия тем, что мы живем в 21 веке и дети должны научиться пользоваться новомодными гаджетами; своей усталостью, загруженностью: «пусть там немного поиграет, посмотрит мультфильм», «только не мешает…»

Нужно помнить, что дошкольникам, с их неокрепшей психикой и формирующимся самосознанием, очень легко поверить в виртуальную жизнь, довериться соблазнам, предлагаемым в интернете.  Взрослым важно помнить о том, что в Интернете много материалов агрессивного и социально опасного содержания.

В этом вопросе родители, однозначно, должны выстроить стратегию пользования интернетом. Это значит, что родители вместе с ребенком  разбираются, почему это можно, а это нельзя, вместе решают, стоит ли скачивать ту или другую игру.

Взрослые, приводя  аргументы в пользу той или иной игры или мультфильма,  используют объяснение, поощрение: «Да, этот мультик  можно смотреть, давай вместе посмотрим и обсудим». Главное в этом сложном вопросе – выстраивание доверительных отношений с ребенком.  Родительский контроль почти не связан с интернет- рисками: ребёнок всё равно может столкнуться с опасностью в сети, но его чувство психологической безопасности будет выше, он будет чувствовать себя спокойнее, потому что взрослые, родители, говорили, что делать в той или иной ситуации. Нельзя просто запретить, надо объяснять, почему вы это делаете. Объяснения помогают ребёнку видеть в родителе компетентного человека.

Стоит обратить внимание на основные изменения в поведении ребенка, показывающие чрезмерное использование интернета: потеря контроля, симптом отмены (ребёнку плохо без интернета), замена реальности (интернет интересует больше, чем семья, друзья, игрушки), изменения физического и психического состояния. Для того, чтобы помочь ребенку справиться с этой проблемой, родителям крайне важно выбрать правильную стратегию родительского посредничества при взаимодействии ребенка с цифровыми технологиями.

Наиболее приемлемой и эффективной станет стратегия – «авторитетные родители»,  родители устанавливают четкие правила и объясняют их, чтобы воспитывать у ребенка ответственное поведение и саморегуляцию.

Принимая во внимание отличительные характеристики авторитетного типа родительской стратегии, можно предложить следующие рекомендации родителям дошкольников по взаимодействию детей с гаджетами:

  • родителям необходимо обсудить с ребенком допустимое экранное время. Так как дошкольник в силу возрастных особенностей еще не может понять, что на практике значит 15 или 30 минут, то взрослым в разговоре целесообразнее опираться на количество серий мультфильма или уровней игры. Кроме того, важно следить, чтоб цифровая активность не мешала полноценной физической активности дошкольника;
  • родителям стоит позаботиться о выборе качественного и доступного для ребенка контента;
  • если старший дошкольник имеет доступ в интернет, необходимо проговорить с ним возникающие интернет-риски;
  • необходимо отвечать ребенку на возникающие вопросы и поощрять ребенка за его успехи в виртуальном пространстве.
  • компьютер лучше разместить в общей комнате, так вы сможете следить за тем, во что играет ребенок, что он смотрит и что делает в сети интернет;
  • следить за играми в которые играет ребенок, предпочтение отдавать играм с исследовательской направленностью, выбирать игры соответствующие возрастным, индивидуальным особенностям и в соответствии с темпераментом;
  • использовать технические способы защиты компьютера, в том числе функцию родительского контроля;
  • чаще общаться с ребенком, интересоваться его мыслями, чувствами, желаниями, предложить другие возможности совместного досуга: прогулки, поход в театр, кино, на выставки, в библиотеку.

Таким образом, для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей. Интернет  может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.

Используемые материалы:

  1. ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ст.5.
  2. Вебинар «Дети и подростки в сети Интернет: профилактика рискованного поведения, коррекция гаджет-зависимости», автор Вероника Олеговна Мохова, кандидат психологических наук, доцент, специалист в области возрастной и гендерной психологии, преподаватель Института практической психологии «Иматон».
  3. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоциональноличностного развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 27–40. DOI:10.17759/pse.2021260101
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo