Специалисты
Особенности предъявления педагогических требований дошкольникам. Из опыта работы
Жаворонкова Е.Д.
Педагог-психолог МБДОУ д/с № 3 г. Таганрога Ростовской обл.
Аннотация
В статье рассматривается специфика предъявления педагогических требований воспитанникам детского сада.
Ключевые слова: педагогические требования, дошкольный возраст, особенности.
Keywords: pedagogical requiremants, preschool age, features, game
Первая ступень социализации и образования ребенка– это дошкольная образовательная организация, которая обеспечивает полноценное развитие каждого воспитанника. Именно в детском саду происходит процесс развития навыков самообслуживания, общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формирования умений рисовать, лепить, бегать, прыгать, петь и т.д. В целом деятельность ДОО направлена на сохранение и укрепление психологического благополучия дошкольника. [1]
Профессиональная работа педагога – это его постоянное непрерывное общение с дошкольниками. В детском саду представления о взаимоотношениях людей, формирование образа этих отношений ребенок черпает в общении с педагогом, в примерах, которые он подает им своим поведением. Взаимодействие воспитателя с ребенком оказывает значительное влияние на развитие личности воспитанника. По мнению Е.С. Асмаковец, один из главных факторов – это психологическое самочувствие воспитателя, от состояния которого зависит и эмоциональное окрашивание педагогических требований к дошкольникам. Автор замечает, что отрицательная окраска психологического состояния педагога и его требований снижают эффективность воспитания и обучения. [2;89]
Актуальными являются поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, их взаимодействия в разных видах деятельности, уважение взрослыми человеческого достоинства детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в своих возможностях и способностях, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогов с воспитанниками, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка.
Понятие «педагогическое требование», прежде всего, является методом воспитания. Это педагогическое воздействие, как обязательный сопровождающий фактор в образовании, в частности, дошкольной его ступени. Педагогические требования многогранны. Эффективность этих требований определяется педагогом, его личностными качествами, отношением к своему воспитаннику. Все это вкупе является значимым в реализации целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных ФГОС ДО и определяемых, в большей степени, возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Опыт наблюдения за деятельностью воспитателя позволил выделить часто предъявляемые дошкольникам требования, такие как, вербальные: требования–игра, требование– доверие, требование– одобрение и невербальные, передаваемые позой, мимикой и жестами. Имея ввиду, что ведущей деятельностью ребенка– дошкольника является игра, опытные воспитатели пользуются детским интересом к игре для осуществления самых различных требований. От игры дети получают огромное удовольствие, вместе с этим, сами того не замечая, выполняют все предъявляемые требования. Игра- самая эффективная и гуманная форма предъявления требования, подразумевающая под собой высокий уровень мастерства педагога. Дошкольники могут отказаться от выполнения требования, если увлечены игрой и другим интересным занятием. В этом случает необходимо включить детей в такую деятельность по выполнению нормы, которая являлась бы логичным продолжением того, чем они сейчас заняты.
Организация в детском саду адекватного педагогического воздействия, с целью помочь ребенку осознать свои личностные качества, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими путем развития возможностей, правильная организация воспитательно–образовательной работы, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки; все это способствует благоприятным условиям для развития личности, способностей, умений дошкольника.
Заключаем, что педагогическое требование является действенным средством в руках педагога лишь в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия главным высоконравственным принципам, реальным способностям воспитанников; ранее усвоенным наиболее конкретным требованиям; охвата всех нужных в данной ситуации действий детей.
Таким образом, эффективность педагогического требования растет, если педагог отлично знает возрастные и индивидуальные особенности детей, постоянно показывает свое уважение к воспитанникам, а для этого стиль и формы его общения с воспитанниками и коллегами должны соответствовать этическим нормам, которые позволят воспитателю приобрести высокий уровень культуры и поднять его у своих воспитанников.
Литература
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО): Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айрис–пресс, 2005.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: / М.И. Лисина; – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.