Я помню, я горжусь!

Как рассказать детям о войне? Заметки психолога

Существует такое мнение, что потомки, которые не застают живых свидетелей, уже ничего не чувствуют. Так ли это?

 

Изучив различную литературу по психологии личности, психологии дошкольного возраста, исследования исторической памяти, заключаем, что рассказывать о войне, отвечать на вопросы, можно уже с трех-четырех лет. Если мы хотим донести до малыша, что значит война, нам нужно обращаться к тем переживаниям, к тем смыслам, которые уже может испытывать ребенок.

 

Взять, например, известные русские народные сказки, там герои постоянно с кем-то воюют. В нашей жизни существует много образов, перекликающихся с войной: памятники, люди в военной форме, музеи, книги, фильмы и т.д. Рано или поздно вопросы непременно возникнут сами собой.

 

Очень важно о войне рассказать так, чтобы не напугать, не шокировать, а наоборот донести такие важные уроки человечества. Можно показать картинку, можно сводить в музей или галерею (но обязательно внимательно изучить репертуар, выделить безопасные для ребенка моменты). Рассказать рассказ о войне так, чтобы он был предельно ясен ребенку. Например, жили-были на нашей земле бабушки и дедушки, мамы, папы и их дети. И пришли плохие дяди и сказали: «Мы будем жить на вашей земле! А вы уходите!». Конечно же, папы и дедушки сказали им: Нет, мы отсюда не уйдем! Это наша земля!» И встали на защиту своих детей, мам и бабушек. Достали оружие и началась война. Бывало их ранили, пули попадали в разные части тела. Всем было очень больно, но они защищали свою землю до последнего и смогли выстоять этот бой.

 

Здесь важно вызвать у ребенка чувство сопереживания, сочувствия к солдатам, к людям, которые пережили войну. Рассказывая детям о боли и смерти, мы не травмируем их- это часть нашей жизни, они должны знать, что это имеет место быть. Важно не уходить от подобных тем, объяснять, такое бывает. Войны случаются, Очень хорошо, что сейчас  нет войны, но это может случиться снова если не сохранять мир, не дружить друг с другом.  Для того, чтобы не было войны нужно быть внимательными друг к другу, прислушиваться, уступать, делать шаги к примирению.

 

Необходимо показать ребенку, что одни поступки приводят к войне, а другие нет. Например, предложить детям научиться дружить, решать споры, мириться. Проиграть это с игрушками. Задать вопрос: «А как бы ты поступил, если бы кто-то назвал тебя плохим словом? А если бы забрал игрушку? Да, можно ударить, разозлиться, но это тогда и получится война. А как решить конфликт по-другому?». Очень важно с детьми проходить уроки дружбы, закладывая представления об этике, общении, личных границах.

 

Можно так же рассказать истории о военном времени, например, познакомить их с Таней Савичевой, девочкой, которая пережила войну. Показать ее портрет. Рассказать то, что на уровне понимания детей. Конечно же рассказывать о подвигах прадедушек и прабабушек, истории быта в военные годы.

 

В заключении хочется сказать о том, что о войне можно говорить спокойно. Если мы сами будем бояться о чем-либо говорить, то это непременно передастся и ребенку. Малыши очень чувствительны к вашим отношениям, они ориентируются на них больше, чем на ваши слова. Для многих взрослых эта тема эта тема очень болезненная. Но не стоит  отмахиваться с фразой: «Подрастешь-узнаешь». Если вы не отвечаете на его потребность в любознательности, вы ломаете, тем самым,  его доверие к вам, даете ребенку возможность узнать об этом от кого-то другого, зачастую не в твой форме, в которой желали бы.

 

Расскажите ребенку реальные истории о войне, ставя акцент не на том, что люди убивали друг друга, а о том, что помогали, защищали, были дружными. Ведь война затронула каждую семью, и у каждого есть своя история.

 

С уважением, педагог-психолог  МБДОУ д/с № 3 Е.Д. Жаворонкова

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo