Группы

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание может влиять на звукопроизношение, артикуляцию и даже развитие голоса.

 

Чтобы поставить речь ребенку, начинать работу нужно именно с развития правильного дыхания. Слабый вдох и выдох может нарушать как плавность речи, так и затруднять произношение более длинных фраз. Дети с такими проблемами часто не договаривают слова и фразы или произносят их окончания шепотом. Нехватка воздуха, обусловленная коротким вдохом, влечет за собой невозможность закончить длинную фразу. Ребенок вынужден продолжать на следующем вдохе, отчего речь может сбиваться и быть нечеткой.

 

Некоторые упражнения для развития дыхания также могут помочь научить ребенка правильно произносить определенные звуки. К примеру, начиная постановку свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

 

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, все упражнения важно выполнять в форме увлекательной игры. Это принесет массу пользы: ребенок будет не только выполнять полезную дыхательную гимнастику, способствующую воспитанию правильного речевого дыхания, но и получит положительные эмоции.  А как известно эмоции и развитие ребенка очень тесно связаны. Так на основе положительных эмоций развивается речь, движения, восприятие, память. Все положительные изменения в развитии ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования.

 

В системе формирования воздушной струи можно выделить несколько основных направлений, одним из которых является выдувание воздуха сквозь губы, вытянутые трубочкой, напрягая круговую мышцы рта. Важно не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое окошко. Это упражнение помогает выработать длинный плавный выдох.

 

На примере одного этого упражнения приведем примеры того в каких формах можно его преподнести:

 

  • Можно сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий и легкий предмет (бумажные бабочки, птички, самолетики, перышко), при этом подкрепив маленьким соревновательным моментом – стараться, чтобы каждый раз предмет пролетел дальше.
  • Шарики для пинг-понга, карандаши. Все это можно перемещать на поверхности стола с помощью выдыхаемой струи воздуха. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Если соорудить ворота, например, из конструктора, и пытаться загнать мячики в ворота – получится импровизированный футбол. Опять же можно подключить соревновательный момент: «Кто быстрее загонит шарик в ворота» или «кто быстрее переправит карандаш на другую сторону стола.
  • Упражнение прекрасно сочетаются и с творческими занятиями. Упражнение «радужные прически». На листе бумаги необходимо нарисовать лицо без волос. Вместо них нанесем по контуру лица капельки краски с достаточным количеством воды. Ребенок через трубочку будет раздувать эти капельки, управляя струей выдуваемого воздуха. По итогу мы имеем очень веселую, яркую такую полезную дыхательную гимнастику. А сколько вариантов разнообразных и разноцветных причесок может получится… Подключив фантазию, можно рисовать не только прически, но и крылья бабочки, например, и гриву лошадки - фантазия безгранична.

 

Небольшие рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

 

- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, если занятия проводятся натощак.

- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.

- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

- Вдох надо делать через нос, плечи опущены, лопатки стабилизированы.

- Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.  Можно на первых этапах контролировать щеки, положив на них пальчики рук. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).

- Выдыхать следует, пока не закончится воздух.

- Воздушная струя должна быть узкая. Если воздушная струя рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

- Главное не переусердствовать! Достаточно 5 повторений. Давайте ребёнку отдохнуть.

 

А главное не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Упражнения могут быть не мучением, а увлекательной игрой. Терпения вам и успехов!

 

 

Статью составил воспитатель средней группы «Бусинки»
Астайкина М.А.

 

 

news news news news news news news
news
news
news
news
news
news
news
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo