Группы
Адаптация детей в детском саду
1
сентября
2020
Автор: Чалдаллакова Ульяна Альберти
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» Ростовской области г. Таганрога
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей в дошкольном учреждении, пути облегчения адаптации при совместной работе педагогических сотрудников и родителей.
Адаптация - это приспособление организма к новой и неизвестной ему обстановке с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация, конечно же, включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от семейных отношений и созданных условий пребывания в дошкольном учреждении.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и педагогов. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей.
Процесс привыкания и адаптации ребенка в детском саду может протекать по-разному. Существует несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей дошкольного возраста:
- Легкая степень адаптации - адаптация, когда малыш вливается в детский коллектив за 2-4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
- Средняя степень адаптации - адаптация, когда ребенок на короткое время теряет в весе, появляются признаки психического стресса. Сдвиги нормализуются в течение месяца.
- Тяжелая степень адаптации - ребенок трудно преодолевает адаптационные процессы, теряет уже имеющие навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Длится от 2 до 6 месяцев.
Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща вырабатывать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.
Что же влияет на адаптацию ребенка?
К важнейшим факторам влияния относятся возрастные характеристики, детское здоровье, уровень познавательного развития, степень социализации.
- Значительную роль в привыкании к новым условиям играет возможность принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как малышу удается привыкать к садику.
Несколько рекомендаций по адаптации детей к детскому саду:
- Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
- В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
- Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.