Группы

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

27

августа

2021

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания.

Поможем детям стать мудрыми и добрыми жителями большого дома – планеты Земля.

В современном мире очень важно воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру, поскольку это во многом формирует личность. Необходимо с самого детства формировать в детях ответственность за чистоту родного края, поскольку в раннем возрасте у ребенка начинают образовываться основы нравственно-экологических позиций, усиленное физическое и умственное развитие

Дошкольники очень любознательны и с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, дети ощущают себя частью природы, у них еще не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому очень важно давать им знания в доступной для них форме, чтобы побудить дальнейшее познание окружающего.

Основными задачами в работе с детьми являются:

  • формирование у дошкольников положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека;
  • понимание ценности природы (природная среда может существовать без человека, а человек без природы – нет);
  • вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
  • закрепление понятия, что мы – люди – являемся частью природы;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающему миру, родной природе;
  • понимание неповторимой красоты природы во все времена года.
  • понимание того, что в природе все взаимосвязанное;
  • осознание того, что состояние жизни человека зависит от качества окружающей среды.

На занятиях по экологии воспитателю рекомендуется использовать различные формы обучения. Основными направлениями деятельности являются:

  • Специально подготовленные занятия:
  • экскурсии;
  • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказы об особенностях климата.
  • Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всем происходящем на занятиях. Сюда относятся:
  • различные тематические игры;
  • викторины;
  • рисование и конструирование;
  • наблюдение;
  • ответы на вопросы детей;
  • обсуждение прочитанных книг или просмотренных мультфильмов;
  • работа в живом уголке.

Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой. Она  является активной формой познания окружающего мира. Во время прогулки (повседневной формы работы) дети, наблюдая, знакомятся с теми признаками объектов природы, явлениями, происходящими в течение длительного времени.

Для способствования проявления активности, творчества детей  и родителей, а также формирования устойчивого интереса к объектам природы, видения прекрасного в обычном, важна организация экологических выставок детских рисунков, фотовыставок, иллюстраций, подделок, в том числе из природного материала.

  • Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Самостоятельный полив цветов (под присмотром воспитателя).

После прочтения рассказа об охране окружающей среды педагог использует такой метод, как эстетические беседы. Цель эстетических бесед – не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести конкретную ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребёнка. После такой беседы дети должны хорошо представлять, как нужно поступить в подобной ситуации в жизни. Это обязывает педагога наряду с вопросами для обсуждения содержания произведения наметить и такие, которые активизируют опыт ребёнка, заставят его думать, поразмыслить о том, как он сам поступил бы в подобном случае.

Причины неправильного отношения к природе:

  • недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;
  • низкий уровень развития наблюдательности;
  • недостаточный опыт общения с природой;
  • слабый уровень владения навыками ухода;
  • плохой пример взрослых.

Чтобы научить детей любить и беречь природу и окружающую среду, воспитатель сам должен обладать этими качествами.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда» Антуан де Сент-Экзюпери. Данное высказывание ярко подчеркивает важность экологического воспитания, говоря о том, что мы являемся неотъемлемой частью Земли и то, что происходит с  экологией планеты, происходит и с нами, ее жителями. Поэтому, если мы хотим сохранить жизнь, нужно воспитывать в себе стремление беречь экологию.

Чалдаллакова Ульяна Альберти, воспитатель второй младшей группы «Ладушки»
МБДОУ «Детский сад  №3 «Апельсин»» г. Таганрог.

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo