Группы
Формирование гуманного отношения у дошкольников к животному миру
27
августа
2021
«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком».
Шопенгауэр Артур.
В современном мире актуальной проблемой является воспитание гуманного отношения к животным, наличие заботливого отношения к окружающей среде, природе.
В связи с этим очень важно уделить внимание проблеме воспитания у детей дошкольного возраста заботливого отношения к животным.
Для начала формирования заботливого отношения к животным идеально подходит период дошкольного детства. В это время активно развивается система различных навыков, умений и навыков.
В детском саду у воспитателя есть возможность сознательно развивать такое нравственное качество, как забота. Важно создать условия для формирования гуманного отношения к животным, привлекая современные формы обучения: игровые образовательные ситуации, творческие мастерские, экологические акции и интерактивные праздники, разыгрывание различных сказок («Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Заяц-портной» и др.)
После прочтения рассказа о животных педагог использует такой метод, как эстетические беседы. Цель эстетических бесед – не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести конкретную ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребёнка. После такой беседы дети должны хорошо представлять, как нужно поступить в подобной ситуации в жизни. Это обязывает педагога наряду с вопросами для обсуждения содержания произведения наметить и такие, которые активизируют опыт ребёнка, заставят его думать, поразмыслить о том, как он сам поступил бы в подобном случае.
Детей нужно подвести к пониманию главного: люди и животные могут испытывать страдание и радость одинаково. Важно помочь детям научиться связывать горести и радости животных с отношением и поведением человека, понимать уровень ответственности каждого человека за жизнь животных.
Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитать у них бережное отношение к природе и такие качества, как любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
В отличие от взрослых, отношения с животными более важны для ребенка, потому что уровень восприятия мира ближе и поведение некоторых животных схоже, более того, ребенок живо познает мир и интересуется такими простыми существами, как насекомые и другие беспозвоночные.
Причины неправильного отношения к природе:
- недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;
- низкий уровень развития наблюдательности;
- недостаточный опыт общения с природой;
- слабый уровень владения навыками ухода;
- плохой пример взрослых.
Чтобы научить детей любить и беречь животных и растения, воспитатель сам должен обладать этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним – это модель, которой подражают дети. Необходимо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе невозможно научить детей соответствующим методам ухода.
Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с животным миром и проявлять свое внимательное отношение. Они начинают замечать не только необычное, замечательное, но и в обыденном находят интересное.
Ребенок легче эпатирует, смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче сопереживать с другим существом. Рассказывая о своих домашних любимцах в детском саду, дети показывают свое отзывчивое отношение к животным. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи:
- Формирование представлений о животных;
- Развитие эмоционально-положительного отношения к животным;
- Воспитание нравственного поведения в природе.
Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.
Формированию гуманного отношения способствуют такие формы работы как: виртуальные экскурсии с помощью просмотра видеороликов, презентаций, чтение художественных произведений, рассматривание картин, где дети узнают новые подробности о различных представителях животного мира, тем самым уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся значения.
Ежедневные прогулки на участке детского сада становится местом не только для игр, но и территорией наблюдения за животными в течение всего года. Интересно наблюдать за восторженными эмоциями детей при знакомстве с новыми насекомыми или птицами. Важно рассказывать о пользе этих насекомых и птиц.
Чалдаллакова Ульяна Альберти, воспитатель второй младшей группы «Ладушки»