Группы
Путешествие в мир профессий!
19
декабря
2021
«Выбор профессии – это выбор образа жизни.
Крайне важно, чтобы то, как ребенок видит свое будущее,
совпадало с тем, чего он действительно хочет».
С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
В период от рождения до школы определяется возраст самого быстрого развития ребенка, основные умственные и физические характеристики, утверждают специалисты со всего мира. В детском возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое послужит основой для выбора ценностных ориентаций в будущем, для построения отношений с окружающим миром, именно детский возраст является основой для развития знаний, умений и познавательных интересов человека.
Важнейшим аспектом является формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.
Основными формами работы в ДОУ по профориентации дошкольников являются следующие методы:
- организованная деятельность (беседы, занятия, интегрированные занятия, экскурсии, игры, праздники, развлечения);
- оборудование развивающей среды;
- общение с родителями воспитанников;
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
- продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
- выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
- экспериментирование.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
Уже в детском саду детей начинают понемногу знакомить с существующими профессиями. Родители, пытаясь всячески развивать своего ребёнка, водят его в разные кружки и спортивные секции. С самого детства нас спрашивают - кем мы хотим стать? Можно сказать, что наша профориентация начинается с детского сада.
Чалдаллакова Ульяна Альберти, воспитатель второй младшей группы «Ладушки»
МБДОУ «Детский сад №3 «Апельсин»» г. Таганрог.