Группы
Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения»
6
июня
2022
«Книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
М.Горький
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – своего рода труд, при котором ребёнок размышляет, воображает, вживается в образ.
Читающий ребёнок:
- умеет общаться, при обучении показывает хорошие результаты;
- имеет богатый словарный запас;
- умеет слушать и слышит, понимает и усваивает любую информацию;
- у него хорошо развита слуховая память и воображение;
Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большей вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Потому, что читая детям книги, взрослые:
- расширяют представление ребёнка о мире;
- знакомят со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т.п.;
- влияют на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка;
- развивают мышление – как логическое, так и образное;
- расширяют словарный запас, память, воображение и фантазию;
- учат правильно составлять предложения.
В книжном уголке необходимо выставлять портреты писателей и поэтов. Периодически оформлять тематические выставки, например: «Книги о нашей стране», «Моя любимая книга», «Животные и птицы», «Красная книга». Во время бесед учить детей правильно воспринимать и понимать художественное слово, понимать мотивы поступков героев литературных произведений, стремиться к формированию осознанного отношения к ним. Обращать внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты. Знакомить детей с созданием книг, рассказывать какую огромную ценность они имеют для познания мира.
Важно сочетать беседы с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций.
Закреплять у детей знания о правилах обращения с книгой, проводить обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книгах», «Книга – лучший друг», «Кто придумал книгу?».
Для лучшего усвоения правил обращения с книгами рекомендую использовать игровые приемы, например, приход Доктора Айболита, который напоминает эти правила. Дети хорошо усваивают самые элементарные правила бережного отношения к книгам: Книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.
Большое внимание в своей работе важно уделять устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки и стараться использовать не только на занятиях, но ив повседневной жизни. Все это способствует расширению кругозора детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек можно разыгрывать сценки из художественных произведений, проводить дидактические игры: «Кто это сказал?», «Кому нужны эти предметы», «Из какой это сказки?». Дети угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.
Детей важно учить понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Расширять знания детей о библиотеке, обращать их внимание на то, что в библиотеке много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.
Необходимо проводить работу с родителями, помогать семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге, как к явлению культуры, систематически информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей данной возрастной группы.
Чалдаллакова Ульяна Альберти,
воспитатель средней группы «Ладушки»
МБДОУ «Детский сад №3 «Апельсин»» г. Таганрог.