Группы

Влияние педагогов на эмоциональный комфорт ребенка и развитие его личности в условиях ДОУ

17

декабря

2020

Автор: Чалдаллакова Ульяна Альберти

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» Ростовской области г. Таганрога

 

«Эмоциональное развитие детей –одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка.
На эмоциональный комфорт ребенка в детском саду влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Педагоги МБДОУ «Детский сад № 3 «Апельсин» прикладывают все усилия по созданию благоприятной обстановки в группе, в детском саду.

 

В нашем МБДОУ мы выделяем следующие психолого-педагогические условия эмоционального благополучия ребенка:

  • Деятельность наших педагогов всегда направленна на развитие благополучной эмоциональной сферы;
  • Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду комфортные и спокойные;
  • Осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья ребенка в период посещения им детского сада;
  • Учитываются все особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);
  • Педагоги внимательно наблюдают за взаимодействием каждого ребенка друг с другом в детском коллективе.

Все эти условия в нашем МБДОУ «Апельсин» находятся в тесной взаимосвязи и для полноценного гармонично-эмоционально развития личности зависимы друг от друга.

Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь.

Чтобы контакты воспитателя с ребенком приносили взаимное удовлетворение, воспитателю необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка.

Детям сложно говорить о своих чувствах, о том, что с ними происходит, о причинах своего состояния. Возможно, это связано с возрастом или обусловлено тем, что с ними об этом просто не говорят близкие.

Проводя эффективную работу и непосредственно взаимодействуя с каждым ребенком индивидуально, педагоги нашего МБДОУ добиваются положительных эмоциональных состояний, дети испытывают чувство удовлетворения от познавательной, физической и творческой деятельности.

 

  • Каждый педагог в нашем МБДОУ использует различные эмоционально-насыщенные психолого-педагогические средства, обеспечивающие побуждение положительных эмоциональных переживаний в деятельности: подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха. Таким образом происходит нейтрализация негативных состояний детей, таких как низкая самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, обида, негодование, страх.

Важным условием комфортного пребывания ребенка в детском саду является внутренняя эмоциональная обстановка, общий уклад жизни. Цветовое решение в группах нашего детского сада спокойное для восприятия, но не однообразное. Обстановка эстетичная – в групповой комнате, в раздевалке, при принятии пищи и на прогулке. Музыкальное сопровождение в группе и на музыкальных занятиях обязательно соответствующие – не только привычные детские песенки, но и используются классические произведения, народная музыка, разнообразие музыкальных инструментов. Для комфортного пребывания ребенка в группе мы не забываем об удобстве пользования шкафчиком для раздевания, воспитатели проверяют не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразна ли развивающая предметно-пространственная среда. В группы мы приобретаем оборудование, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. Пересматривается имеющийся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность. Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в нашем МБДОУ в зонах уединения, двигательной активности детей, центрах экспериментальной деятельности.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатели используют игровые двигательные модули, центры развивающих игр, центры сюжетно-ролевых игр. Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, что среда дает ребенку ощущение стабильности, безопасности.

Воспитатели следят за состоянием здоровья ребенка в период посещения им детского сада. Здоровьесберегающие технологии в нашем детском саду – это комплекс  психологических и педагогических мер, которые формируют у детей осознанное отношения к состоянию своего здоровья.

Организуется целесообразный, гибкий и эффективный режим дня воспитанников (распределение нагрузок интеллектуальных и физических в течение дня, организация полноценного питания, сна, организация двигательного режима).

Организуется предметно-развивающая среда, отвечающая принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворяющая потребности в общении, движении, развитии.

Непосредственно образовательный процесс в МБДОУ строится на балансе между специально организованной деятельностью и совместной и самостоятельной деятельностью детей. Занятия строятся в форме диалога, совместно решаются познавательные и практические задачи, воспитанники включаются в значимые и интересные для них виды детской деятельности.

В нашем МБДОУ «Апельсин»  построена система организации межличностных отношений, которая помогает формированию личности ребенка.

Опытные педагоги имеют определенный стиль взаимоотношений, обладают педагогическим мастерством и делятся им с молодыми специалистами.

Благодаря этой системе психологический климат в детском и педагогическом  коллективе благоприятный и способствует позитивному эмоциональному состоянию.

Реализуя все условия взаимодействия педагога с детьми нами были сформулированы рекомендации взаимодействия педагога с детьми.

Рекомендации воспитателю по улучшению взаимодействия с детьми.

  1. Уважение, доброжелательность по отношению к ребенку: ласковое обращение, с улыбкой; внимание к настроению, достижениям, желаниям;
  2. Поощрение инициативы детей: избавление ребенка от негативных эмоций (успокоение);
  3. Общение в позиции «глаза на одном уровне»;
  4. Формирование положительного отношения к сверстникам: обращение внимания детей на эмоциональное состояние друг друга; помощь непопулярным детям при вхождении в группу; обучение эффективным способам взаимодействия;
  5. Воспитатель не ограничивает естественный шум в группе;
  6. Голос воспитателя не доминирует над голосами детей;
  7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при взаимодействии с ними: предложение вариантов действия; тактичное указывание на ошибки; при контроле — учет индивидуальных особенностей; отклик на просьбы ребенка о совместной деятельности; при невозможности — объяснение причины;
  8. Поддержка положительного самоощущения: приветствуются высказывания детей о мыслях и чувствах; порицания относятся к действиям, а не к личности ребенка в целом; при порицании дается образец действия.

Таким образом, условия эмоционального благополучия детей в МБДОУ «Детский сад №3 «Апельсин» являются важным фактором развития, воспитания и образования детей, а также комфортного пребывания детей в группе. Эти условия предоставляет детям педагог, поскольку на данном этапе развития он является непосредственным авторитетом и примером для подражания. Педагог служит детям проводником во взрослую жизнь, ведь кто если не он покажет детям как следует управлять своими эмоциями, любить и уважать окружающих, знать правила, нормы и ценности общества.

news news news news news news news
news
news
news
news
news
news
news
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo