Группы
Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей
16
января
2023
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №3 «АПЕЛЬСИН»
ГОРОДА ТАГАНРОГА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья для детей старшей группы
на тему:
«Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей»
Подготовила:
воспитатель старшей группы «Ладушки»
Чалдаллакова У.А.
г. Таганрог
2022 год
«Изобразительная деятельность –
одна из самых интересных для детей дошкольного возраста:
она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции»
Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития. Приобщение к искусству является частью формирования эстетической культуры личности. Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов, произведений. Виды искусства имеют свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение видам художественной деятельности способствует развитию радости творчества, формированию интереса к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит основой духовного развития личности.
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Рисование является первым видом творческой деятельности малышей. С раннего возраста дети охотно берут в свои ручки цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски и проецируют на бумаге свое психологическое состояние. Педагогическая практика в детском саду показала, что активное рисование больше прослеживается у детей старших и подготовительных групп.
Для того чтобы нарисовать или слепить любой предмет, нужно с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах предполагает усвоение знаний об их свойствах, форме, цвете, величине, положения в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивая предметы между собой. А находя сходство и различие - они выполняют умственные действия. Значит, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию и развитию наглядно - образного мышления. Обучение изобразительной деятельности способствует формированию мыслительных операций, к которым относятся сравнение, синтез, обобщение, анализ. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину, а также расположение элементов в предмете, их цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сравнения и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать явления и предметы, выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.
Занятия по изобразительной деятельности способствуют и речевому развитию детей: происходит усвоение названий форм, цветов, оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, а также при рассмотрении иллюстраций существенно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи ребёнка. В свою очередь развитию выразительной речи способствует использование образных сравнений и стихов для эстетической характеристики предметов.
Во время занятий возникают благоприятные условия, в которых у детей формируются такие качества, как любознательность, инициативность, интерес, самостоятельность и умственная активность.
Изобразительная деятельность непосредственно является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые затем переходят в эстетические чувства.
Знакомство с произведениями изобразительного искусства имеет большое значение для эстетического воспитания детей и развития их изобразительных способностей. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и в произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в аппликации, лепке, рисунках. Таким образом у детей постепенно развивается художественный вкус.
Выделим общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:
- Формирование эмоциональной культуры детей, обучение чувствовать настроение, характер произведения, эмоциональное реагирование на художественный образ;
- Умение различать виды и жанры изобразительного искусства;
- Ознакомление с творчеством русских и советских художников;
- Выделение выразительных средств каждого вида творчества, понимание языка искусства;
- Формирование интереса к музеям, выставкам;
- Развитие эстетического восприятия, художественного вкуса.
При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:
- Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка;
- Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения;
- Учить сравнивать старые и современные здания, видеть из различия;
- Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы);
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из главных задач эстетического воспитания в детских образовательном учреждениях, является формирование у каждого дошкольника творческих способностей, где объект превращается в творца эстетических ценностей. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только видеть красоту, понимать и анализировать ее, но и сам принимать участие в создании прекрасного в искусстве и жизни, где прекрасное – это наивысшая эстетическая ценность.