Группы

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

16

января

2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3 «АПЕЛЬСИН»

ГОРОДА ТАГАНРОГА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья для детей старшей группы

на тему:

«Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей»

 

Подготовила:

воспитатель старшей группы «Ладушки»

Чалдаллакова У.А.

 

 

г. Таганрог

2022 год

   

 

«Изобразительная деятельность –

одна из самых интересных для детей дошкольного возраста:

она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции»

 

Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития. Приобщение к искусству является частью формирования эстетической культуры личности. Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов, произведений. Виды искусства имеют свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение видам художественной деятельности способствует развитию радости творчества, формированию интереса к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит основой духовного развития личности.

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Рисование является первым видом творческой деятельности малышей. С раннего возраста дети охотно берут в свои ручки цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски и проецируют на бумаге свое психологическое состояние. Педагогическая практика в детском саду показала, что активное рисование больше прослеживается у детей старших и подготовительных групп.

Для того чтобы нарисовать или слепить любой предмет, нужно с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах предполагает усвоение знаний об их свойствах, форме, цвете, величине, положения в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивая предметы между собой. А находя сходство и различие - они выполняют умственные действия. Значит, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию и развитию наглядно - образного мышления. Обучение изобразительной деятельности способствует формированию мыслительных операций, к которым относятся сравнение, синтез, обобщение, анализ. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину, а также расположение элементов в предмете, их цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сравнения и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать явления и предметы, выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют и речевому развитию детей: происходит усвоение названий форм, цветов, оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, а также при рассмотрении иллюстраций существенно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи ребёнка. В свою очередь развитию выразительной речи способствует использование образных сравнений и стихов для эстетической характеристики предметов.

Во время занятий возникают благоприятные условия, в которых у детей формируются такие качества, как любознательность, инициативность, интерес, самостоятельность и умственная активность.

Изобразительная деятельность непосредственно является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые затем переходят в эстетические чувства.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства имеет большое значение для эстетического воспитания детей и развития их изобразительных способностей. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и в произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в аппликации, лепке, рисунках. Таким образом у детей постепенно развивается художественный вкус.

Выделим общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:

  • Формирование эмоциональной культуры детей, обучение чувствовать настроение, характер произведения, эмоциональное реагирование на художественный образ;
  • Умение различать виды и жанры изобразительного искусства;
  • Ознакомление с творчеством русских и советских художников;
  • Выделение выразительных средств каждого вида творчества, понимание языка искусства;
  • Формирование интереса к музеям, выставкам;
  • Развитие эстетического восприятия, художественного вкуса.

При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:

  • Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка;
  • Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения;
  • Учить сравнивать старые и современные здания, видеть из различия;
  • Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы);

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из главных задач эстетического воспитания в детских образовательном учреждениях, является формирование у каждого дошкольника творческих способностей, где объект превращается в творца эстетических ценностей. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только видеть красоту, понимать и анализировать ее, но и сам принимать участие в создании прекрасного в искусстве и жизни, где прекрасное – это наивысшая эстетическая ценность.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo