Группы

Значение режима дня для детей дошкольного возраста

2

октября

2023

«Режим - это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определённостью, точностью и не допускать исключений»

А.С. Макаренко

Режим дня дошкольника – это правильная последовательность и правильное распределение во времени бодрствования, сна и кормления, и верная смена различных видов деятельности.

Основа воспитания детей дошкольного возраста – правильный режим дня. Когда режим дня будет подходить возрасту, состоянию здоровья и индивидуальным особенностям ребенка, тогда организм будет нормально функционировать и предохранять нервную систему ребенка от переутомления.

Основные элементы режима дня:

  • сон;
  • пребывание на открытом воздухе (прогулки);
  • воспитательная и учебная деятельность;
  • игровая деятельность и НОД по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
  • самообслуживание, помощь семье;
  • приемы пищи;
  • личная гигиена.

Сон – один из основных компонентов режима дня человека, особенно дошкольника, так как нервная система полностью отдыхает, восстанавливается работоспособность наших нервных клеток. Благодаря сну происходит полное восстановление всех систем нашего организма. От состояния здоровья, особенностей нервной системы зависит потребность во сне. Дошкольнику равнозначно необходим, как ночной, так и дневной сон, несмотря на то, посещает ли ребенок ДОУ или нет. Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Время для ночного сна самое правильное в промежутке с 21.00-22.00 до 7.00-8.00. Дети дошкольного возраста спят днем один раз. Причем укладывать их нужно так, чтобы они просыпались около трех часов дня. Не стоит укладывать ребенка позже этого времени, так как будет более позднее укладывание. Около шести часов бодрствования во второй половине дня – это самый оптимальный и подходящий отрезок времени, чтобы ребенок достаточно наигрался, чтобы ему захотелось отдохнуть.

Немаловажный элемент режима дня – прогулка. Она дает детям возможность реализовать потребность в подвижных играх, это приобщение к трудовым процессам, разнообразные физические упражнения, которые помогают удовлетворить потребность в движении. При условии правильно организованной прогулки, дети реализуют на ней примерно 50% суточной потребности в активных движениях. Прогулка помогает развитию, образованию, оздоровлению ребенка. На прогулке в ДОУ или при организованной прогулке с родителями можно решить сразу несколько задач воспитания: развитие речи ребенка, расширение кругозора, развитие творческой фантазии и воображения, совершенствование основных видов движений и т.д.

Воспитательная и учебная деятельность очень важна для развития ребенка. В подготовительной группе проводится 3 занятия в день по 30 минут, приобретая характер обучения. Даже, если ребенок не посещает ДОУ, то кратность и продолжительность занятий должна соответствовать рекомендуемой, как и для организованных коллективов. Доказано, что занятия по развитию речи, математике, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром - более утомительны, чем лепка, изо, конструирование. Музыка и физкультура более динамичные занятия, поэтому способствуют уменьшению напряжения и усталости. На основе этого и строится расписание занятий в ДОУ.

Игровая деятельность и отдых способствуют появлению положительных эмоций, а также развивают творческую активность. Ребенку нужно давать время для свободных занятий по его выбору. Для игровой деятельности ребенку отводится время в утренние часы, во время прогулок, после дневного сна и вечером, перед сном. Игра дошкольника должна быть максимально разнообразной, индивидуальной и групповой, подвижной, дидактической, ролевой. Например, дидактические игры, подобны учебным занятиям, подвижные игры способствуют укреплению организма, повышению выносливости. Игра необходима для развития детского организма, ведь она вызывает положительные эмоции, снимают психологическое напряжение.

Самообслуживание, помощь семье – это тоже элемент режима дня, о нем мало говорят, но он тоже очень важен. Дошкольники могут выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помощи в уборке помещения и посуды ( не более 15 минут в день ). Это развивает в детях желание помогать, чувство ответственности.

Приемы пищи и личная гигиена – обязательные компоненты режима дня детей любого возраста. Режим питания подразумевает за собой строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, так же необходимо следить за правильным распределением количества пищи и качества пищи по приемам. Если не соблюдать правильные интервалы приема пищи, то нарушается нормальная желудочная секреция, от чего снижается аппетит, и ребенок становится «малоежкой». Дети дошкольного возраста без отклонений в здоровье принимают пищу 4-5 раз в день, с интервалом около 4 часов.

Можно сделать вывод, что при правильном, соответствующим возрастным особенностям ребенка, режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Воспитатель гр. «Лучики»

В.А. Бобрышева

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo