Группы

Рекомендация для родителей по развитию речи в ясельной группе

18

июня

2020

Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

 

Л.С. Волкова отметила, наиболее чувствительный, или сенситивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В течение этого короткого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка, а любые нарушения речевого развития в этом возрасте трактуются специалистами как задержка речевого развития.

 

Карелина И.Б. выделила, что задержка темпов речевого ‏развития может быть как функционального, так и органического характера.  ‏ㅤ  

 

К первой группе ‏(задержка функционального характера) ‏можно отнести неправильные методы воспитания в ‏семье или детском ‏учреждении, заключающиеся в ‏недостаточном внимании к ‏ребенку со стороны ‏взрослых, либо, наоборот, ‏гиперопеке. Часто проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребенка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическим реакциям и др. В ‏этих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности. Под руководством ‏специалистов и с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность. ‏ㅤ  

  

Задержка темпов речевого ‏развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологическими заболеваниями. Такие нарушения требуют не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста – логопеда в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время, но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.  ‏ㅤ  

 

Признаки неблагополучного развития ‏речи ребенка раннего возраста.  ‏ㅤ  

-Ребенок развивается с ‏задержкой.  ‏ㅤ  

-Ребенок перенес серьезные заболевания.  ‏ㅤ  

-У ребенка есть неврологические заболевания. ‏ㅤ  

-Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого. ‏ㅤ  

-Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.  ‏ㅤ  

-Ребенок неохотно повторяет ‏за вами слова и предложения, которые он слышит. ‏ㅤ  

 

Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития. Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к логопеду.

 

Довольно часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эти слова как нельзя лучше подходят к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. ‏

 ㅤ  

Как известно, игра – основной вид ‏деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия ‏дома должны проходить в игровой форме. ‏ㅤ   

 

Занятия должны нравиться ‏ребенку – это ‏обязательное условие. Для ‏этого:  ‏ㅤ  

-выбирайте время для ‏занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует; ‏ㅤ  

-вписывайте занятия в ‏распорядок дня и придерживайтесь его каждый ‏раз;  ‏ㅤ  

-сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену. ‏ㅤ  

-не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.  ‏ㅤ  

 

Очень важны для ‏ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ‏ест, гуляет, спит, играет и т.п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.п. Ребенок с ‏большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок ‏еще мало говорит, то сами же ‏на них отвечайте. ‏ㅤ  

 

Развивая речь, важно ‏подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще ‏не все звуки ‏сформированы, не стоит ‏пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку ‏органов артикуляции к чистому произношению, родитель ‏могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные ‏упражнения следует выполнять ‏перед зеркалом, чтобы ‏ребенок мог сам ‏себя контролировать. Заниматься ‏следует 3-4 раза ‏в неделю по ‏5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.  ‏ㅤ  

   

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. ‏ㅤ  

Правильное речевое дыхание - один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие ‏голоса. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать нос открытым. Ведь для того, чтобы можно было легко произносить развернутую фразу, нужно владеть плавным и достаточно продолжительным ‏выдохом через рот. При физиологическом дыхании вдох и выдох равны и чередуются непрерывно. Основа речевого дыхания – это плавный и длительный выдох. При формировании речевого дыхания необходимо подобрать для ребенка ‏такие упражнения, которые способствовали бы развитию длительности и плавности выдоха. Следует помнить, что воздух набирается ‏через нос, а ‏щеки при этом не надуваются. На начальном этапе их можно прижимать ладошками. Чтобы не закружилась головка у ребенка, достаточно 3-5 повторений игрового упражнения на дыхание.  ‏ㅤ  

  

Так же можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то побыстрее. Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» - ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, ‏связанные с произнесением на одном выдохе‏ гласных, слогов, фраз: ау-ау-ау-ау; ИА- ‏а-иа-иа; Ту-ту-ту-Ту-ту-ту и т.д.

 

Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ‏ждать.

 

Подготовила: Гайворонцева Юлия Михайловна

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo