Специалисты
Использование простейших музыкальных инструментов (клавесы) на музыкальных занятиях
20
марта
2024
Когда работаешь много лет в детском саду, хочется научить детей чему-то новому и интересному, а значит нужно искать новые методы и приемы. И я нашла то, что интересно детям в любом возрасте, как малышам, так и «подготовишкам».
И сейчас речь пойдёт о ритмических палочках. Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется клавесы. Клавесы – это простейший кубинский народный ударный инструмент: две палочки из твёрдого дерева. Впервые, в работе с детьми, они были применены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, который видел решения проблемы в том, чтобы учить детей играть на простых инструментах.
Игра с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений.
Что же могут развить «клавесы»?
- мелкую моторику рук и, соответственно, речь;
- чувство ритма;
- внимательность, сосредоточенность;
- творческую активность, фантазию;
- точность и координацию движений рук;
- музыкальный слух, голосовые способности;
- память;
- общительность.
Плюсов использования клавес очень много. Главное, чтобы данный вид музицирования проходил в игровой форме, ненавязчиво и интересно. В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу взрослого, затем учим вместе текст, потом играем вместе. Не сомневайтесь, ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.
Итак, в какие игры можно поиграть?
Игра «Делай как я»
Задача – учить реагировать на смену движений.
Варианты игры:
- шагать палочками по полу «топ-топ»;
- стучать палочками «тук-тук»;
- стучать «шляпками» палочек;
- стучать основаниями палочек;
- перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
- катать «колбаски» по полу;
- стучать палочками над головой;
- прятать палочки за спиной.
Методические рекомендации: Взрослый не меняет движение, пока ребенок (дети) не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.
Игра «Эхо»
Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.
Варианты игры:
- Взрослый выстукивает палочками ритмический рисунок. Ребенок (дети) повторяют.
- Роль ведущего можно передать словесным сигналом ребенку, например: «Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок, который повторяют другие дети или взрослый. Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом далее: «Маша». Маша продолжает игру. Методические рекомендации: Игру можно дополнить исполнением небольших стихов. Игра может сопровождаться звучанием музыки.
Игра «Ножки»
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры: Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог) Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно) Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог) Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее) Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог) Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе) Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог) Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках) Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог) Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу) И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу) Методические рекомендации: Исполнять в ритме под маршевую музыку.
Таким образом, игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Незатейливый, на первый взгляд инструмент –клавесы, – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.
С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. На занятии с клависами все дети увлечены игрой и им совершенно не хочется заниматься своими «личными» делами.
Музыкальный руководитель высшей категории Рукшина Марина Николаевна.