Специалисты

Использование простейших музыкальных инструментов (клавесы) на музыкальных занятиях

20

марта

2024

Когда работаешь много лет в детском саду, хочется научить детей чему-то новому и интересному, а значит нужно искать новые методы и приемы. И я нашла то, что интересно детям в любом возрасте, как малышам, так и «подготовишкам».

И сейчас речь пойдёт о ритмических палочках. Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется клавесы. Клавесы – это простейший кубинский народный ударный инструмент: две палочки из твёрдого дерева. Впервые, в работе с детьми, они были применены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, который видел решения проблемы в том, чтобы учить детей играть на простых инструментах.

Игра с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений.

Что же могут развить «клавесы»?

  • мелкую моторику рук и, соответственно, речь;
  • чувство ритма;
  • внимательность, сосредоточенность;
  • творческую активность, фантазию;
  • точность и координацию движений рук;
  • музыкальный слух, голосовые способности;
  • память;
  • общительность.

Плюсов использования клавес очень много. Главное, чтобы данный вид музицирования проходил в игровой форме, ненавязчиво и интересно. В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу взрослого, затем учим вместе текст, потом играем вместе. Не сомневайтесь, ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.

Итак, в какие игры можно поиграть?

 Игра «Делай как я»

Задача – учить реагировать на смену движений.

 Варианты игры:

  • шагать палочками по полу «топ-топ»;
  • стучать палочками «тук-тук»;
  • стучать «шляпками» палочек;
  • стучать основаниями палочек;
  • перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
  • катать «колбаски» по полу;
  • стучать палочками над головой;
  • прятать палочки за спиной.

Методические рекомендации: Взрослый не меняет движение, пока ребенок (дети) не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.

Игра «Эхо»

Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.

Варианты игры:

  • Взрослый выстукивает палочками ритмический рисунок. Ребенок (дети) повторяют.
  • Роль ведущего можно передать словесным сигналом ребенку, например: «Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок, который повторяют другие дети или взрослый. Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом далее: «Маша». Маша продолжает игру. Методические рекомендации: Игру можно дополнить исполнением небольших стихов. Игра может сопровождаться звучанием музыки.

Игра «Ножки»

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры: Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог) Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно) Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог) Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее) Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог) Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе) Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог) Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках) Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог) Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу) И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу) Методические рекомендации: Исполнять в ритме под маршевую музыку.

Таким образом, игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития дошкольников. Незатейливый, на первый взгляд инструмент –клавесы, – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.

С помощью «палочек - стучалочек»  можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. На занятии с клависами все дети увлечены игрой и им совершенно не хочется заниматься своими «личными» делами.

Музыкальный руководитель высшей категории Рукшина Марина Николаевна.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo