Специалисты
Консультация для родителей «Музыкотерапия в детском саду и дома»
27
марта
2024
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в музыкальном развитии ребёнка дошкольного возраста. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать; установить контакт между взрослым и ребёнком; помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребёнка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона (снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка.
Список произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии:
Музыка для свободной деятельности детей:
Бах И. «Прелюдия до мажор», Вивальди А. «Времена года»
Чайковский П. «Детский альбом», Шопен Ф. «Вальсы», Штраус И. «Вальсы»
Детские песни:
«Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)
«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев)
«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)
«Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)
«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю. Энтин, Е. Крылатов)
Музыка для релаксации:
Альбинони Т. «Адажио», Глюк К. «Мелодия», Дебюсси К. «Лунный свет», Колыбельные, Римский-Корсаков Н. «Море», Сен-Санс К. «Лебедь».
Музыка для пробуждения после сна:
Григ Э. «Утро», Сенс-санс К. «Аквариум», Шуман Р. «Грёзы», Чайковский П. И. «Вальс цветов», «Песня жаворонка».
Музыкальное моделирование «Зайчик»
- У маленькой девочки была игрушка-зайчик. Это была самая любимая игрушка. Они гуляли вместе, играли, засыпали. Но вот с зайчиком случилась беда, у него оторвалась лапка. Девочке было очень грустно. Она пережевала за своего зайчика – плакала. («Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).
- Наконец с работы пришла мама. Она попросила маму помочь зайчику. Мама стала зашивать зайке лапку. Девочка крутилась рядом. Она очень волновалась, но верила, что мама поможет зайчику. («Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского) .
- Зайчик стал совсем как новый! Какое счастье! («Новая кукла» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).
Музыкальный руководитель высшей категории
Комарова Марина Сергеевна