Специалисты

Научиться правильно дышать - значит множество болезней избежать

23

января

2022

Консультация для родителей и воспитателей

Дыхательная гимнастика в детском саду имеет немаловажное значение. Помимо игровых моментов, направленных на развитие дыхания, большое значение для дошкольников имеют музыкальные занятия. Ведь, именно музыка из всех видов искусства, является самым сильным средством воздействия на ребенка.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. У часто болеющих детей имеются различные речевые нарушения, т.к.ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, петь песни. И поэтому им приходится вдыхать воздух чаще.

На музыкальных занятиях я всегда использую дыхательные упражнения, основные задачи которых:

  • укреплять физическое дыхание детей (без речи);
  • формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный выдох);
  • тренировать силу вдоха и выдоха;
  • развивать продолжительный выдох.

Лечебное воздействие дыхательных упражнений:

  • положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;
  • способствуют восстановлению центральной нервной системы;
  • улучшают дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливают нарушенное носовое дыхание;
  • исправляют развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

* Вдох - громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая);

* Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно).

О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

* Каждое упражнение разучивается детьми до автоматизма (около месяца)

Для достижения наилучшего результата необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики, важно заинтресовать детей, они должны не просто выполнять комплекс упражнений, а играть в веселую игру.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Вот несколько дыхательных упражнений с элементами игры.

" Ладошки"

(Взрослый читает стих: "Ладушки - ладошки, звонкие ладошки.

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем".

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч.

Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

Насчет "раз" - хватательные движения ладошками, сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно.)

" Бегемотик"

(Исходное положение - сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение сопровождается рифмовкой:

"Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается" (выдох))

"Пускаем мыльные пузыри"

(При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух чере нос, как бы пуская мыльные пузыри.

Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки, выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3 -5 раз.)

" Нюхаем цветочек"

(Держим в руке цветочек, наклоняемся, носиком нюхаем его -  вдыхаем воздух и выдыхаем: "Ах!)

" Воздушные шарики"

(Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький- маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получится самый большой. Сначала надуваем шар, затем со звуком "тс-с-с-с"- сдуваем, делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.)

"Жук"

("Жу-у-у - сказал крылатый жук,

Посижу и пожуж-жу-у". Короткий вдох носом и на выдохе звук "ж")

" Веселый паровозик"

Детям дается установка: "Чей паровозик дольше проедет?". Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку взрослого паровозик едет: " Чух- чух- чух"- так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватило дыхания.       

" Самовар"

Глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести " пых..."

"Чайник"

(Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить : "пых-пых-пых...")

"Большой филин"

(Глубоко вдохнуть и, выдыхая резко произнести "ух!")

" Маленький филин"

(Глубоко вдохнуть, резко прерываясь. Выдыхать и произносить "ух-ух-ух-ух-ух...")

"Волки"

(Глубоко вдохнуть и, выдыхая, произнести звук "у-у-у", при этом как бы поднимая звук снизу вверх)

"Эхо"

(Глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести: "Ты кто - кто - кто - кто..."

С каждым произношением слова "кто" голос должен становиться все тише и тише.)

"Пчела"

(Вдохнуть и выдохнуть звук "ж", губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.)             

"Комары"

(Вдохнуть и на выдохе на высокой ноте, произнести звук "з", то усиливая звук, то ослабляя. С целью создания эмоционального настроения, мотивации детей к выполнению данных упражнений, а также активизации их внимания подобные упражнения можно объединить единым игровым сюжетом. Так, например, рассказ о путешествии к бабушке может быть основой для игрового тренинга на развитие дыхания и голоса)

" У бабушки в деревне"

(Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: "пых- пых- пых -пых"(выдыхаем)

Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, нужно в кружку подуть: "Фу-у!" В доме комары летают -"З-з-з-з". Но мы их не боимся и пьем вкусный чай: " Фуп! (вдыхаем воздух). Попили чай и пошли гулять. На улице тепло, пчелы вокруг летают: "ж-ж-ж-ж". Вкусно пахнет цветами (вдыхаем запах цветов). Шли - шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: Ты кто?" А эхо нам ответит:  "Кто- кто- кто- кто". И вдруг мы услышали вой волков: "У-у-у-у."

И решили пойти скорее домой. Дома бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбльную: "А-а-а-а")

Дыхательную гимнастику дети могут использовать не только в детском саду в течении всего дня, но и дома с родителями.

Приведенные ниже упражнения научат ребенка дыхательой самозащите.

"Большой и маленький"

(Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая какой он большой.

Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками  колени и одновременно произнести: "Ух" - спрятать голову за коленями, показывая какой он маленький)

"Летят гуси"

(Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе - опускать, произнося" Гу-у-у". Так повторить 6-8 раз)

"Аист"

(Стоя прямо, развести руки в стороны, а одну ногу согнув в колене, вынести вперед. Зафиксировать положение на несколько секунд.

Стараться удержать равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнеся:  "ш-ш-ш" повторить 6-7 раз)

"Дровосек"

(Встать прямо, ноги чуть шире плеч. На выдохе сложить руки топориком и поднять их вверх. Резко вытянутые руки опустить вниз, корпус наклонить вниз, руками  как бы "рубить пространство между ногами. Произнести: "бах!". Повторить 6-8 раз)

"В лесу"

(Представьте себе, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнести: "ау"

Менять интонацию и громкость, и поворачиваться то влево, то вправо. Повторить 5-6 раз)

Таким образом, регулярно используя дыхательные упражнения в игровой форме, можно уберечь детей от простудных заболеваний

Используемая литература:

  1. 1. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой/ М.Н. Щетинин. - М.: Эксмо, 2016.
  2. Ольшевская Н. 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике/ Н. Ольшевская. - М.: АСТ, 2010.
  3. Нищева.Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. ФГОС / Н.В.Нищеева. - М.: Детство - Пресс, 2016
  4. Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет / Коноваленко С.В. - М.: ГНОМ и Д, 2016
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo